
"...Написана около 1718 года. Картина признается одной из лучших галантных сцен позднего периода творчества Антуана Ватто, чье авторство никогда не вызывало сомнений. Своим оригинальным названием «La Boudeuse», поныне фигурирующим в иностранной литературе, картина обязана французскому романисту, историку и художественному критику Эдмону де Гонкуру, который именно так упомянул ее в «Catalogue raisonné de l’oeuvre peint, dessiné et gravé d’Antoine Watteau» (Goncourt 1875).
Русское название «Капризница» связано со старым переводом этого слова на русский язык. В действительности оно означает «надувшая губы». Многих историков ставил в тупик загадочный сюжет картины. Они безрезультатно силились осмыслить роль женской фигуры – то ли надменной, высокомерной, то ли безразличной до бесчувственности и презрительной (Rosenberg 1984).
Одеяния персонажей также достаточно необычны. На голове кавалера красуется красноватый берет, какие носят только на сцене; черное платье дамы, с длинными прорезными рукавами, – тоже, несомненно, театральный костюм. Подобные одеяния в духе XVII в. очень характерны для французcкого театра особенно первой четверти XVIII столетия. Ватто любил ставить своих персонажей в пространстве между ролью и реальной жизнью, что придавало загадочный смысл многим его произведениям.
Интересную трактовку нашего сюжета предложила Ю. Н. Белова (2010). Каприз в теории светского общения того времени – целая структура прихотливого поведения, связанная скорее с женским самоутверждением, нежели с глупыми притязаниями. Главная героиня играет в каприз, осваивая новый тип обольстительницы, знающей себе цену. Кавалер, опытный ловелас, кажется, заинтригован этой таящей неожиданные повороты игрой не по правилам, которую принесла в светскую жизнь эпоха Регентства. Но повод для обиды представляется надуманным и, по-видимому, призван спровоцировать кавалера на притворную ссору."
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru