felisata (felisata) wrote,
felisata
felisata

Categories:

Несоветская советская живопись. Выставка "Непарадный портрет".

Оригинал взят у stroganov в Несоветская советская живопись. Выставка "Непарадный портрет".
Пока все ломятся на выставку картин из Ватикана в это же время на ВДНХ в 59-м павильоне ("Зерно") без широкой рекламы, тихо и без очередей проходит потрясающая выставка "Непарадный портрет. Искусство XX века".


Павильон 59 ("Зерно")


На выставке представлено около ста работ как известных, так и малоизвестных и подзабытых художников дореволюционной России и СССР. И в основном из частных коллекций, что придает выставке особую привлекательность. Нет никаких ефановых, сварогов, герасимовых. В основном представлены очень редкие работы художников 20-30 х годов. Такая вот несоветская советская живопись.


Афиша выставки.


Срочно бегите и смотрите выставку живьем. 5 марта последний день работы.



Открывает выставку небольшой зал под названием "Вокруг Мира искусства" в котором выставлено несколько работ художников, сформировавшихся еще до революции и следующих традициям движения "Мир искусства".


Константин Сомов, Женский портрет (Мария Юрьевна Филлипс), 1937, Частное собрание

Мария Юрьевна Филлипс - жена английского торговца пушниной, до революции имевшего дела с Россией и проживавшего в Петербурге. На момент создания портрета, это была «богатая дама» из Лондона, изредка, «ненадолго наезжающая в Париж». В 1935 году заказала Сомову свой портрет.


Леон Бакст, Портрет Иды Рубинштейн, 1918, Частное собрание

Ида Львовна Рубинштейн - российская танцовщица и актриса. С 1910 года жила в Париже. На этом портрете Иде 35 лет.


Зинаида Серебрякова, Портрет Петра Соколова,1916-1917, Частное собрание

Петр Иванович Соколов – живописец, график, художник театра, ученик К.С. Петрова–Водкина. Сотрудничал с писателями – Обэреутами (Хармсом, Введенским, Заболоцким, Олейниковым). В 1937 году репрессирован.


Анна Сведомская, Портрет Паоло Джизмонди, 1928, Галерея Акант


Анна Александровна Сведомская была дочерью художника Александра Сведомского и Анны Кутуковой, певицы и пианистки. После 1918 года жила в Италии в Сан-Ремо.В 1927 г. она вышла замуж за Паоло Мануэля Джизмонди из местной аристократической семьи. Он и изображен на портрете. Я никогда до этой выставки не видел картин Сведомской и даже не знал о таком художнике. )


Алексей Исупов, Автопортрет("Любитель пива"), Частное собрание

Алексей Владимирович Исупов - живописец-реалист, яркий представитель салонной живописи. С 1926 года жил в Риме. Выехал туда лечиться (костный туберкулез).На протяжении затянувшейся более чем на тридцать лет командировки Исупов мечтал вернуться на родину, считая себя советским художником, но не мог покинуть Италию из-за серьезных проблем со здоровьем.В России Исупова никогда не относили к «буржуазным элементам», его творчество было признано Советской властью. Прожив долгие годы вдали от Родины, Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом. «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, — писал художник, — паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь».
Этот автопортрет иногда называют "Портрет Шаляпина". Исупов внешне действительно был похож на своего земляка.


Константин Коровин, Портрет Надежды Комаровской, 1910-е годы, Частное собрание

Константина АлексеевичаКоровина представлять не надо. Широко известный русский художник.
Надежда Ивановна Комаровская — русская драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР. Актриса МХАТа, потом БДТ. Была гражданской женой художника К. А. Коровина. Пережила Блокаду в Ленинграде. Умерла в 1967 году в возрасте 82-х лет.

Ну а дальше большой зал с советскими художниками новаторского толка. Так называемыми "формалистами". Не очень принимаемыми тогдашней советской властью. Считалось, что сохранение в искусстве "личного" оставляет художника за пределами социума. Поэтому широким массам любителей живописи многие имена до сих пор малоизвестны.


Владимир Татлин, Автопортрет, 1910-е годы, Костромской музей

Владимир Евграфович Татлин — живописец, график, дизайнер и художник театра, родоначальник конструктивизма. Имя Татлина стало одним из символов русского авангарда. Умер в 1953 году.


Александр Богомазов, Автопортрет, 1914-1915, Частное собрание

Александр Константинович Богомазов — украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». Умер в 1930 году. Практически сразу после смерти Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили годы запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты.


Натан Альтман, Портрет И.Д. в полосатой кофточке, 1936, Частное собрание

Натан Исаевич Альтман — живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник. Умер в 1970 году. И.Д. - предположительно Ирина Дега, балерина, жена Альтмана с 1928 по 1935 г.г.


Фавста Шихманова, Портрет мальчика, 1910-е годы, Частное собрание

Фавста Николаевна Шихманова - немногочисленные известные ее картины относятся в основном к жанру пейзажа или портрета. Т.н. "званцевка" - училась в художественной школе Е. Н. Званцевой (1910-е) у К. С. Петрова-Водкина. О самом художнике сохранилось очень мало сведений. Есть сведения, что 16 декабря 1937 она была арестована. Далее ее следы теряются. Я никогда до этой выставки не видел картин Шихмановой и даже не знал о таком художнике.


Раиса Котович-Борисяк, Портрет Шибинского, 1917, Частное собрание

Раиса Ивановна Котович-Борисяк - ученица Петрова-Водкина, практически неизвестна современной публике. Художница умерла рано, в 1923 году в возрасте 28 лет, во время родов.
А.А. Шибинский — штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой в Турецкой Армении (термин того времени) и в Персии, по сути дела разведчик. Образ непарадный и психологически глубокий: русский офицер, интеллигентный и в то же время бывалый, привыкший к экстремальным ситуациям. И наконец, совершенно неожиданный атрибут — мастерски вписанный в пространство навьюченный верблюд, напоминание о служебных путешествиях офицера.


Борис Григорьев, Автопортрет с курицей и петухом, 1920-е годы, Частное собрание



Борис Григорьев, Крестьянин, 1917-1918. Частное собрание

Борис Дмитриевич Григорьев в особых представлениях не нуждается. В 2011 году в Третьяковке была большая ретроспективная выставка его работ. Я писал о ней http://stroganov.livejournal.com/104196.html?thread=878596



Владимир Луппиан, Портрет Музы Луппиан, 1920-е годы, Частное собрание

Владимир Карлович Луппиан - ученик и последователь Филонова.
Муза Луппиан - дочь художника. Умерла в 1942 году в возрасте 30 лет. Владимир Луппиан умер в 1983.


Борис Гурвич, Голова. Аналитический этюд, 1926, Галеев галерея

Борис Исаакович Гурвич — художник, участник школы Филонова. Я поначалу так и подумал, что это Филонов, увидев картину издали. Умер в 1985 году.


Алексей Зернов, Модель в мастерской, 1926, Частное собрание

Алексей Иванович Зернов - живописец, график, учитель рисования и черчения в Петришуле в 1930-е гг. Последователь школы Петрова-Водкина. К сожалению, его самобытный талант так и не был по достоинству оценен современниками. Умер от голода во время блокады Ленинграда в январе 1942 года.


Виктор Прошкин, Автопортрет в зеленой шляпе, 1928, Частное собрание

Виктор Николаевич Прошкин - живописец, график, педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.Учился у Петрова-Водкина. Умер в 1983 году.


Вера Ермолаева, Сидящий мужчина, начало 1930-х, Галеев галерея

Вера Михайловна Ермолаева - живописец, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда.В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.Ермолаева получила образование в Европе.В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована. В вину В. М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Была сослана в Караганду. Вторично осуждена 20 сентября 1937 года. 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 года реабилитирована.


Давид Штеренберг, Портрет Лили Брик, 1910-е годы, Частная коллекция

Давид Петрович Штеренберг в представлении не нуждается. Известный советский художник. Умер в 1948 году. Лиля Брик на портрете не похожа ну ту Лилю, которую мы все знаем по фотографиям Родченко. А так портрет замечательный )


Виктор Уфимцев, Нэпманша, 1958, Частное собрание

Виктор Иванович Уфимцев - живописец, график, педагог. Народный художник Узбекской ССР (1944). С 1917 г. учился на курсах рисования и живописи при Омском рабочем институте практических знаний. Работал художником в клубе Красной Армии. Член секции художников при Союзе Рабис (1920). Организатор омской группы художников "Червонная тройка", член общества художников "Новая Сибирь". С 1923 г. жил и работал в Узбекистане, преподавал в Ташкентском художественном училище. Умер в 1964 году


Ефим Рояк, Девушка с очками, 1979, Частная коллекция

Ефим Моисеевич Рояк - живописец, график, архитектор, дизайнер. В 1919 году в Витебске произошло знакомство будущего художника с Марком Шагалом . В том же году юный Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), где в то время преподавал Шагал. Вскоре лидерство в учебном заведении перешло к новому преподавателю - Казимиру Малевичу. В 1920 году вокруг него образовалась группа молодых художников и студентов ВНХУ - "Утвердители нового искусства" ("УНОВИС"), в которую в числе прочих вошел и Е.М. Рояк, став в свои 14 лет самым молодым ее членом. В 1922 году покинул Витебск и переехал в Петроград. В 1934-1941 годах, а затем с 1948-го по 1954 год он работал в архитектурной мастерской братьев А.А. и В.А. Весниных. В 1945-1948 годах Рояк работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте стекла, разрабатывал проекты светильников для станций московского метрополитена. В 1954-1974 годах он занимал должность главного художника Киевского района Москвы.Умер 30 сентября 1987 года.


Александр Древин, Портрет Ермиловой-Платовой, 1929-1930 г.г., Частное собрание

Александр Давидович Древин (Древиныш) - живописец, портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта. С 1915 года жил в Москве. Состоял в объединениях: "Мир искусства", "Бубновый валет", "Группа экспрессионистов", был членом-учредителем Общества московских художников (1927–1932). Участвовал в создании Музея современного искусства, в 1920 году руководил Музеем живописной культуры. В 1920–1930 преподавал во Вхутемасе–Вхутеине. Член Инхука, РАХН (затем ГАХН). Его искусство подверглось критике, а с 1930 года художника отстранили от преподавательской деятельности.
Древин был арестован в январе 1938 года, а в феврале того же года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.
Ермилова-Платова Ефросиния Федосеевна -художник, училась в школе живописи и рисования К. Юона (1914-1918), в студии И. Машкова (1917-1918). С 1911 года участник выставок. Жена художника Федора Платова. Произведения художника хранятся в ГТГ и других музеях. Умерла в 1974 году.


Федор Платов, Автопортрет,1929, Частное собрание

Федор Федорович Платов - живописец, график. Начинал как поэт и литератор. В 1915–1916 входил в футуристическую группу «Центрифуга». В 1917–1920 учился в МУЖВЗ у И. И. Машкова и Л. О. Пастернака. В 1922–1928 — действительный член ГАХН. В 1920-е занимался цветомузыкой, увлекался музыкой А. Н. Скрябина. С конца 1920-х до 1932 был членом Общества станковистов, однако в выставках ОСТа участия не принимал. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме. В 1937 был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже. С 1938 по 1967 провел семь персональных выставок. Действительный член Академии художеств СССР. Умер в 1967 году.


Маруся Ильф-Тарасенко, Портрет девочки, 1920-е годы, Галеев галерея

Мария Николаевна Ильф-Тарасенко - художник, жена писателя Ильи Ильфа. 21 апреля 1924 года Илья Ильф и одесситка Маруся Тарасенко стали мужем и женой. Мария Николаевна пережила мужа на много лет — она умерла в 1981 году.


Михаил Соколов, Женский портрет( М.И. Баскакова), 1931, Ярославский музей

Михаил Ксенофонтович Соколов - В 1904 году поступил в Строгановское училище. С 1907 года учился самостоятельно.В 1904—1907 годах работы Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. В 1907—1909 годах служил матросом на кораблях Балтийского флота. В годы Первой мировой войны служил в Петрограде. В 1916—1917 годах участвовал в выставке «Мир искусства». С 1923 года жил в Москве. Преподавал в Московском училище памяти 1905 года. С 1934 года — член МОСХа. Своей мастерской не имел, работал там, где жил — в десятиметровой комнате коммунальной квартиры на Арбате. Михаил Соколов категорически не принимал соцреализма. И вместо спортсменок и трактористов писал рыцарей и старинных испанок, Пьеро и комедиантов, денди и прекрасных дам в вуали. Арестован 26 октября 1938 года и приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал на станции Тайга. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 году в связи с тяжёлым состоянием здоровья. После освобождения (с 1943 по 1947 год) жил в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову не удалось.
Умер 29 сентября 1947 года. Реабилитирован 26 июня 1958 года.
Марина Ивановна Баскакова - жена и муза художника. Марина Баскакова была моложе мужа на восемнадцать лет. Она родилась на Украине. В Москву перебралась после расстрела отца. Окончив курсы, работала машинисткой. В браке с Михаилом Соколовым прожила восемь лет. В 1935 году они расстались. За годы совместной жизни художником было создано около ста ее портретов в технике масляной живописи, рисунка карандашом, пером и тушью.


Николай Тырса, Девушка в зеленом берете, 1930-е годы, Галеев галерея

Николай Андреевич Тырса — живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики. Умер в 1942 году.


Самуил Адливанкин, Миша, 1933, Самарский музей

Самуил Яковлевич Адливанкин - живописец, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920—30 годов. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Умер в 1966 году.


Юрий Пименов, Портрет девушки, 1934, Частное собрание

Юрий Иванович Пименов - представлять не надо, широко известный советский художник. Один из моих любимейших. Умер в 1977 году.


Порфирий Крылов, Андрюша, 1934, Тульский музей

Порфирий Никитич Крылов - тот самый из Кукрыниксы. Умер в 1990 году. На портрете сын художника, который тоже стал художником.


Мария Казанская, Автопортрет с красным шарфом, 1937, Частное собрание

Мария Борисовна Казанская - художник-живописец. Выросла в семье близко связанной с искусством. Её бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля; мать – Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова. По совету В. В. Лебедева пришла в мастерскую В. М. Ермолаевой. Одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она входила в "домашний круг" К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским .
Мария Казанская была близка к группе художников «живописно-пластического реализма». Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с В. М. Ермолаевой как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова) 3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено. После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью.Весной 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде.

Tags: живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments