felisata (felisata) wrote,
felisata
felisata

Category:

Последний большой стиль. Музей Ар Деко в Москве.

Оказывается в Москве уже больше года работает музей Ар Деко. Мне нравится этот художественный стиль и конечно же я сразу поехал знакомиться с музеем. Расположился он в здании бывшего Императорского монетного двора на Лужнецкой набережной.

Очень любопытно было посмотреть, что же там в экспозиции есть. Ведь стиль Ар Деко нашел отражение в стольких разных приложениях - архитектуре, дизайне мебели, промышленных товарах, декоративно-прикладном искусстве - что мне было непонятно, как же все это изобилие представлено в музее. К слову сказать в Москве, в сталинской архитектуре, много от стиля Ар Деко. Ну а станция метро "Маяковская" так она вообще эталон стиля. Советские искусствоведы почему-то избегали термина Ар Деко и называли это "сталинской неоклассикой".

Итак, музей. Оказалось, что он представляет Ар Деко только в декоративно-прикладном искусстве. Да и то в очень узком направлении - кабинетной скульптуре. Почти вся экспозиция - авторские кабинетные статуэтки скульптурного гения Ар Деко румынского француза Деметера Чипаруса. Странно, но в сети нет фотографий Чипаруса. С трудом нашлась только вот эта, плохого качества фотография:


Деметер Чипарус (рум. Dumitru Chipăruș, 1886-1947)


Как выяснилось в музее самая большая в мире коллекция работ Чипаруса. Есть работы и других мастеров кабинетной скульптуры, тоже известных любителям стиля - Фердинанда Прайсса, Бруно Зака, Поля Филиппа, Отто Пёрцля. Есть немного и других интерьерных изделий - зеркал, светильников, столиков. Но все-таки основная часть экспозиции это авторские статуэтки Деметера Чипаруса. Московский предприниматель Мкртич Окроян собрал эту уникальную коллекцию и организовал на ее основе музей.

Ар Деко появился после Первой мировой войны и сформировал новый послевоенный образ жизни и образ поведения. Высшее европейское общество ощутило быстротечность жизни. Возникла потребность нового стиля, отвечающего послевоенной энергетике и быстрой технитизации общества. Автомобили, аэропланы, радио, другие достижения технического прогресса требовали и нового стилевого выражения. Изящество и изысканность довоенного стиля модерн (Ар Нуво) уже казались обществу старомодными. Датой рождения стиля Ар Деко считается 1925 год, когда в Париже прошла первая грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий.


Плакат первой выставки.

Там и были представлены первые изделия, исполненные в новом стиле, одновременно декоративном и функциональном, соединявшим роскошь и элегантность.

Деметер Чипарус большую часть жизни жил и работал в Париже. Его авторские статуэтки выполнены в хрисоэлефантинной технике из позолоченной и посеребренной бронзы c элементами резной и характерно "затушеванной" (коричневый окрас) слоновой кости. Подставки обычно из оникса или мрамора. Эти скульптуры делались небольшими тиражами бронзолитейным заводом Edmond Etling et Cie и мастерскими Les Neveux de J. Lehmann, постоянно сотрудничавшими с Чипарусом. Вдохновлялся же Деметер красивыми телами лучших танцовщиц Фоли Бержер и балерин Общества русского балета под руководством Дягилева. Эти изящные стильные вещицы служили украшением самых изысканных домов европейской и американской буржуазии и были недешевы уже тогда. Продавались в лучших арт-центрах Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка. В настоящее время на аукционах цена одной авторской скульптуры Чипаруса достигает сотен тысяч евро.

Вот с этой скульптурной группы началась коллекция Орояна в начале 90-х годов.


Д. Чипарус, Русский балет, 20-е годы


Еще несколько предметов из экспозиции музея:





Из ЖЖ:
http://stroganov.livejournal.com/190054.html#t1750886



Невозможно в кратком посте опубликовать все картинки этих изящных вещичек. Надо идти и смотреть.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments