felisata (felisata) wrote,
felisata
felisata

Categories:

Быков о "Бесах", а я о быковых.

Оригинал взят у luda2012 в Быков о "Бесах", а я о быковых.
Фильм Хотиненко по роману Достоевского "Бесы" еще не видела, но несколько рецензий прочитала.
Как хвалебных, так и отрицательных.
Например, Д.Быков на "Эхе Москвы" высказался довольно категорично - Хотиненко снял неприличный фильм.
Приличный или неприличный, мне еще предстоит узнать самой. А вот эти слова филолога, учителя русской словесности и вообще эрудита меня неприятно поразили:

Ну, ребят, ну, давайте ж мы не будем нашу классику, которой у нас и так не много, с такой ужасной силой низводить до нужд текущего момента.

Опущу обиженный плач человека, увидевшего неприглядный портрет себя и своей тусовки в фильме.
Меня интересует, что такое "мало" или "много" классики? Как это меряется? Количеством чего?! По сравнению с кем и с чем?..

А ведь эта мыселька-идейка о ничтожности русской культуры циркулирует среди тех, кто живет не в России, а "в этой стране". Я с нею не первый раз сталкиваюсь. У Улицкой в "Казусе Кукоцкого" мелькает утверждение, что единственным русским гением был Лев Толстой, да и тот был глуповат (и это при том, что сюжетная линия "Кукоцкого" скопирована с сюжетной линии семьи Ростовых из романа "Война и мир").

Не буду делать далеко идущих и зовущих выводов. Скажу только, что это неприятно и раздражает, потому что выявляет гнусную тенденцию в определенных кругах порочить - именно порочить, принижать, а не критиковать недостатки - культуру, историю, само бытие нашего народа...


ОТРЫВОК ИЗ ПЕРЕДАЧИ "ОСОБОЕ МНЕНИЕ".

С.КОРЗУН: Спасибо за вопросы нашим слушателям. По Украине есть еще вопросы, но нельзя сидеть на одной теме. Как раз тут на тему «Бесов» просят вас высказаться, в частности, Марстрат: «Цель фильма, - просит он назвать, - близость к замыслу автора, ваши личные впечатления, игра актеров?»

Д.БЫКОВ: Понимаете как? Владимир Хотиненко, как правильно совершенно (я люблю ссылаться на мнение умных), правильно сказал о нем Волгин, он выражает дух времени. Когда дух времени хорош, он делает хорошее кино. Когда дух времени стал зловонен, он делает зловонное кино.

Значит, «Бесы» – это пример какого-то совершенно неприличного насилия над текстом. И главное насилие над контекстом, что еще страшнее.

Давайте сразу скажем, роман 1872 года написан задолго до того, как в России началось реальное революционное движение. Он, как бы, оклеветал его заранее. В романе ни разу не встречаются цитаты, даже скрытые из Катехизиса революционера Сергея Нечаева. В фильме Катехизис революционера подробно разбирают и цитируют добрые и вдумчивые исследователи во главе с Сергеем Маковецким.

И вот страшную мысль я выскажу сейчас. У нас есть несколько текстов и много фильмов в русской традиции, которые рассказывают о бесовщине революционеров (есть такой грех). Но у нас нет ни единого текста, который бы рассказывал о бесовщине власти, которая гораздо страшнее бесовщины любых революционеров.

Да, в революционерах бывает определенная бесовщина. Бывают сектанты от революции, бывают тоталитарии от революции, такие как Нечаев, человек явно не совсем психически адекватный. Бывают свои романтики ножа такие как там русские террористы 80-х годов или как там герой романа Андрей Кожухов и так далее.

Но к этому русское революционное движение не сводится. И называть бесами всю российскую интеллигенцию, жаждущую свобод, это, в общем, значит, остаться в результате с очень неважными сторонниками.

А, вот, бесовщина русской государственности, такие ее теоретики как Леонтьев или Победоносцев, ее тотальная ложь, ее дикий невыразимый цинизм, ее чудовищный разврат и умственный и физический, вот это тема для хорошей книги.

Почему эта книга до сих пор не написана? Да, наверное, потому, что в представители власти, которые могли бы об этом рассказать, талантливым людям ходу нет.

У нас было за всё время три (прописью) попытки рассказать о бесовщине государственности. Одна – это книга Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» о том, как власть растит провокаторов, внедряя их в революционные движения. Прекрасная книга.

Вторая – это роман Александра Терехова «Немцы». Человек имел опыт пребывания во власти. Книга испорчена беспрерывными самооправданиями, совершенно явный фельетон. То есть роман, на мой взгляд, неудачный.

А третья такая попытка – это роман «Околоноля». Но там автор в своем цинизме доходит до того, что для него уже всё относительно. Поэтому моральный приговор этому не может быть произнесен. Ну, потом он просто плохо пишет. Поэтому проблема в результате в одном: бесы-то у нас есть, но великий перекос выправит тот, кто снимет фильм или напишет книгу «Ангелы» о наших представителях власти.

Это потрясающий набор, на самом деле. Возьмите Леонтьевские (я имею в виду Константина, конечно) или возьмите Победоносцевские московские сборники. Возьмите идеологию исключительности, идеологию особого пути. Возьмите двойную мораль людей, которые обучают детей на Западе и прессуют их на Востоке, отлавливают их на Востоке, да? Возьмите всю эту чудовищную демагогию, которая говорит о том, что на миру для русского и смерть красна, русскому не нужна свобода, а нужен великий проект, русскому не нужно благосостояние, а нужна помощь братьев. То есть возьмите демагогию, практику и напишите про это. Это будет бесовщина хуже нечаевской.

А фильм Хотиненко – ну, что говорить? Конечно, это фильм очень, как бы сказать, очень непорядочный по отношению к Достоевскому. Потому что не стоило Достоевскому так мучиться, выписывая славнейший и сложнейший, и труднейший образ Ставрогина, образ этого Ивана Царевича, всеобщего соблазнителя, между прочим, образ очень неоднозначный, имеющий в основе, вероятно, Слащева, одного из его ранних товарищей, в которого он просто влюблен был искренне, да?

Не стоило ему так мучиться для того, чтобы сегодня Владимир Хотиненко с таким опережением попытался услужить текущему моменту. Я уже не говорю о том, что блистательный актер Шагин, на которого я возлагал самые серьезные надежды, очень хорошо, почти гениально играет Верховенского. Но какое же отношение этот Верховенский, помилуйте, имеет к русской революции? Он просто создает образ очень плохого человека. А Достоевский писал Бухгалтера мятежа, он писал человека, для которого организация мятежа есть такое кровное дело, предугадал Ленина, по сути дела. Ну, ребят, ну, давайте ж мы не будем нашу классику, которой у нас и так не много, с такой ужасной силой низводить до нужд текущего момента.

С.КОРЗУН: Обожаю Быкова. Нажмешь правильную кнопочку – и вот тебе готовая рецензия, бери начало, бери конец.

Д.БЫКОВ: Спасибо. Я знаю, что Володя очень обидится. Не обижайтесь, Володя, вы сделали плохую и, главное, непорядочную картину. У вас есть шанс искупить ее новыми прекрасными.

"Особое мнение", "Эхо Москвы" - http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1326764-echo/#element-text

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments